Самоорганизация

Способность к самоорганизации – важное качество личности, которое существенно помогает в обучении и работе. Умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчает жизнь самим ученикам, увеличивает эффективность их работы, а также позволяет родителям меньше беспокоиться за их успеваемость.

Самоорганизация – это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремлённостью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и чётко придерживаться этой организации. Благодаря этому качеству повышается качество работы, деятельность становится более упорядоченной, экономятся время и силы.

Недостаток самоорганизации лучше всего иллюстрирует откладывание работы до самого последнего момента, а потом суматошное и часто некачественное её выполнение. Наверняка такая ситуация знакома многим, а избежать подобных случаев в дальнейшем очень легко, если знать, как организовать самого себя и свою деятельность.

Распорядок дня.

Чёткий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Школьники, привыкшие к нему в семье или в школе, своевременно выполняют необходимые задания, привыкают к упорядоченности в делах. Если же в семье нет возможности установить чёткий распорядок, рекомендуется установить диапазоны времени выполнения каких-либо действий. Например, выполнять домашние задания с 18:00 до 20:00.

Планирование.

Хорошо организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю или на выходные дни. При необходимости на данном этапе можно воспользоваться помощью взрослых. Важно, чтобы более 60% намеченных планов было осуществлено. В уже составленные планы можно и нужно вносить изменения. Для планирования можно использовать традиционные ежедневники или специальные программы и приложения.

Крайние сроки.

Для эффективного выполнения работы или проекта (написание сочинения, реферата или создание презентации) хорошим способом является определение крайнего срока сдачи – дедлайна. Для стимулирования своей деятельности можно визуализировать даты (например, выделить в календаре) или выставить напоминание на гаджете.

Организация досуга.

Обилие свободного времени, не заполненного никакой деятельностью, ведёт к чрезмерному расслаблению и ухудшению навыков самоорганизации. Избежать этого позволит заблаговременное составление списка занятий на досуге.

Баланс между работой и досугом.

Важно соблюдать строгий баланс между различными обязанностями (по учёбе, по дому и т.д.) и досугом. Необходимо иметь достаточно времени для желаемых занятий, однако это время должно быть чётко определено. Например, отдыху отведено 2 часа после полного выполнения д/з или всё воскресенье при условии полного выполнения всех необходимых заданий и поручений.

Постановка целей.

Для развития навыков самоорганизации важно, чтобы у ученика были цели. Цели могут быть самыми разнообразными: от создания аппликации до окончания школы с медалью. Главное, чтобы их достижение было не сиюминутным, а занимало хотя бы несколько часов. Также важно, чтоб количество целей не было очень большое. Полезным в достижении поставленных целей станет умение распределять их (цели) по степени важности.

Поэтапное выполнение.

Ещё один хороший способ для развития самоорганизации состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых непосредственно связан с другими этапами, должен быть закончен к определённому времени, контролируется и оценивается.

Порядок и пример (пункт для родителей).

Собственный пример (с родительской стороны), а также порядок в доме отлично способствуют развитию навыков самоорганизации. Рекомендуется:

  1. Выполнять обещания, данные ребёнку и требовать соблюдения обещаний с его стороны.

  2. Следовать самому большинству намеченных планов.

  3. Грамотно организовывать досуг.

  4. Соблюдать порядок на рабочем месте.

 

Самоорганизация – высший уровень владения собой и своим временем, умения эффективно устроить свою деятельность. Навыки самоорганизации вполне можно развить. Конечно, для развития способности к самоорганизации понадобится много терпения, желания и готовности меняться в лучшую сторону, но при этом результаты не заставят себя ждать, а деятельность станет в разы эффективнее.

Пробуйте, развивайтесь и самосовершенствуйтесь!

Лучшая частная школа детский сад Москва:
- подготовка к ЕГЭ
- изучение иностранных языков
- подготовка к школе
Частная школа детский сад СВАО

Россия, Москва, СВАО

© ОАНО СОШ «Пенаты», 1997-2019.    

Официальный сайт

ОАНО СОШ

"Пенаты"

Департамента

образования

г. Москвы